Русские художники в послереволюционный период
Русские художники в Грузии продолжали свою деятельность и после событий 1917 года. События вынудили многих известных мастеров выехать из России. Они обретали временное прибежище в независимой в те годы Грузии. Вместе с грузинскими деятелями культуры Кириллом Зданевичем, Ладо Гудиашвили, поэтами Валерианом Гаприндашвили, Тицианом Табидзе, Паоло Яшвили и другими мастерами искусств, они способствовали заметному обогащению культурной сферы Грузии. При этом колорит страны также способствовал открытию новых сторон их таланта.
Кирилл Зданевич и его брат Илья открыли миру неповторимое творчество грузинского художника Нико Пиросмани.
В 1917 году в Грузии побывал Иосиф Шарлемань, после чего решил остаться здесь навсегда. Он сыграл неоценимую роль в развитии графического искусства – занимался оформлением художественных изданий, создавал станковые композиции, обучал учеников графике. Он досконально изучил древнегрузинские орнаменты и шрифт, благодаря чему создавал различные грузинские атрибуты и издательские знаки.
Ранний советский период
В 1921 году после установления советской власти в Грузии на Кавказ стали отправлять множество российских художников. Перед ними стояла задача пропагандировать коммунизм посредством монументального искусства. Наряду с созданием памятников вождям и деятелям коммунизма, многие художники увозили из Грузии также прекрасные графические работы и пейзажи.
В 20-30-х годах изобразительное искусство Грузии характеризовалось большим разнообразием. Художники творили в разных направлениях – одни продолжали работать в академическом стиле, другие же использовали передовые авангардные художественные средства.
В 1922 году состоялось открытие Грузинской Академия художеств (ныне Тбилисская АХ). Это стало мощным толчком к оживлению русско-грузинских культурных связей. В работе Академии принимал участие Евгений Лансере, который проживал в Грузии с 1922 года по 1934 год. За это время он написал множество пейзажей, изображений памятников древней Грузии. Лансере принимал участие в многочисленных научных экспедициях, написал большое количество пейзажей и изображений древнегрузинских памятников. Он стоял у истоков грузинского кинематографа, создавая эскизы для немых фильмов, иллюстрировал книги. Художник был первым, кто привез в Грузию офортный станок, с помощью которого изготавливались клише глубокой печати.
Василий Кротков сегодня незаслуженно забыт, при этом его рукой были написаны эффектные картины, посвященные Тбилиси, колоритные сценки национального быта, портреты грузинских культурных деятелей. Помимо этого, в 20-30-х годах он работал в технике графической и станковой композиции, делал репортажные зарисовки, писал портреты партийных вождей. В тот период многие русские художники, работавшие в Грузии, возвеличивали коммунистическую партию и ее руководителей, в том числе и Дмитрий Волгин.
Еще один русский художник Борис Фогель создавал прекрасные живописные картины, на которых изображал старый Тбилиси и Батуми. Его работы выглядят особенно проникновенно.
Период конца 30-х годов стал трагическим для культурной Грузии. В 1932 году коммунистическая власть издала постановление, по которому все инакомыслящие деятели искусств подвергались преследованиям. По всему Советскому Союзу покатилась волна репрессий. В это время множество членов Тбилисской Академии художеств погибли, судьбы членов их семей были исковерканы. Карали за приверженность неугодному режиму «западному» импрессионизму, а также за недостаточно усердное восхваление коммунистического строя.
Тотальный контроль за творчеством вынудил некоторых художников сменить сферу деятельности и уйти работать в театр, иллюстрировать печатные издания, работать в музее. Некоторые художники вынужденно отказались от живописи и переключились на архитектуру. Новые директивы не повлияли на деятельность тех мастеров, темой которых была лирическая живопись. Среди последних можно отметить прелестные работы Николая Чернышкова, изображающие колоритные панорамы старого Тбилиси.
На фронтах Великой Отечественной войны полегло множество талантливых студентов и выпускников Тбилисской художественной академии. При этом в Грузию эвакуировали некоторых художников – Игоря Грабаря, Ивана Павлова. Мастера создавали агитационные плакаты и карикатуры, писали патриотические картины и портреты грузинских руководителей.
В конце 40-х годов Грузию посетил выдающийся живописец, график и мастер театрально-декоративного искусства Василий Шухаев. Он создал большое количество картин, портретов, а также живописных и графических пейзажей. Он по-настоящему любил Грузию, и после смерти вдова художника передала написанные им картины в несколько грузинских музеев.
Вторая половина XX века
Послевоенные годы стали для Грузии периодом настоящего творческого бума в изобразительном искусстве. Появились такие яркие художники, как А. Балабуев, создававший прекрасные акварели с панорамами Тбилиси, и Г. Дик, занимавшийся оформлением детских печатных изданий. В это время в стране активно развивалось также искусство экслибриса. В этой сфере работали и творили такие мастера из России, как Игорь Тимофеев, Николай Чернышков, Ангелина Красникова-Гоголадзе, Нина Мастицкая, И. Грабовская.
В период конца 50-х-начала 60-х гг. в области грузинского искусства происходили значительные изменения. Художники искали новые изобразительные средства. Особенно повлияло на этот процесс творчество двух блестящих живописцев Петра Блеткина и Валентина Шерпилова. Их смелые работы были полны духом свободы и радостью поиска.
Русские художники в Грузии также работали над созданием театральных декораций и книжных иллюстраций. Ирина Штенберг в своих работах удивительно точно смогла передать атмосферу эпохи. Среди женщин-художниц также необходимо отметить Инну Дивногорцеву, которая мастерски иллюстрировала печатные издания мировой литературы. В том числе она работала над изображениями для книги «Витязь в тигровой шкуре» автора Шота Руставели.
Вера Белецкая создавала великолепную графику с панорамами Тбилиси и различных регионов Грузии, она также иллюстрировала детскую литературу. В искусстве живописи преуспела Нина Чарнецкая и Людмила Морозова-Адвадзе, а Ольга Горалевич проявила талант в создании станковой графики и иллюстрировании. Чуть позже к плеяде талантливых женщин-художниц присоединились Ж. Понаренко, Л. Федосова-Маркова, Лидия Шабаршина, а в 70-х годах – Л. Глоба.
В поколении живописцев 70-х годов особенно ярко проявили себя несколько имен. Леонид Семейко вошел в историю как автор точных и мастерски выполненных картин с панорамами Тбилиси, в своих работах он также воспевал красивое женское тело. Михаил Поляков был талантливым графиком, художником и педагогом. Одно время он руководил графической мастерской тбилисского Дома художников. В этом созвездии талантливых художников также нужно отметить авторов экслибрисов, а также иллюстраторов и мастеров станковой живописи – Л. Навесова, М. Будылева и И. Худякова.
В период 80-х годов в художественной среде блистали Л. Федоренко, Л. Петухова, В. Попова, Н. Словинская. Особо выделялся также М. Ляшенко – он был одновременно художником, поэтом, переводчиком и исследователем авангардного искусства. Его художественные работы по оформлению своих и чужих изданий и в наши дни вызывают особенный интерес своим продуманным подходом и сложными приемами.
Художники театра и кино
Русские художники оказали большое влияние в области грузинского театрально-декорационного искусства. Декорации для первого оперного театра Тбилиси, основанного М. Воронцовым в 1851 году, декорации расписывал Григорий Гагарин. На этом же поприще работали Иосиф Шарлемань, Евгений Лансере, Василий Шухаев, Исаак Штенберг, К. Квес. Другие мастера художественного жанра, такие как Вячеслав Иванов, В. Роберг, Б. Локтин, и Е. Донцова активно принимали участие в деятельности драматического театра им. Грибоедова в Тбилиси.
Русские художники много и плодотворно сотрудничали с грузинским кинематографом и способствовали популярности жанра немого кино. Здесь можно отметить работу таких мастеров, как Р. Федора, Ф. Пуша, Евгения Лансере. Когда киностудия «Грузия-фильм» стала выпускать кинофильмы, много специалистов из России работали там художниками по костюмам и мультипликаторами.
Мастера изобразительного искусства творили в самых разнообразных жанрах – от академического стиля до продиктованного нуждами времени соцреализма. Кроме того, многие художники развивали стилистику различных авангардных направлений XX в. Но не только они влияли на культурную жизнь Грузии. Страна, в которой они жили и творили, также наложила отпечаток на их творчество.
Она отражалась в тематике художественных произведений, влияла на формирование восприятия действительности, а также на выбор изобразительного языка. При этом большая часть русских художников смогла сберечь глубокую духовную связь со своей исторической родиной, с русской школой, культурой Петербурга и Москвы. Они с любовью делились со своим грузинскими ученикам своим мастерством и культурой.
Русские художники в Аджарии
Художники-подвижники из России сыграли значительную роль в культурной жизни этого уголка Грузии. В 1917 г. выпускник Академии художеств Петербурга Дмитрий Пахомов основал Общество деятелей искусства Батуми, и взял в руки руководство организацией. Он также сыграл основную роль в создании в 1922-1923 годах художественного училища в Батуми. После кончины Пахомова училище возглавил другой русский мастер – Валериан Илюшин, который жил в Батуми с 1907 по 1942 г.
В начале 20-х годов русский художник И. Загорскин переехал жить в Батуми. В 1926 году он возглавил организацию художников Аджарской автономной республики в Батуми. В этом приморском городе работали также театральные художники А. Погодин, А. Ефремов, С. Путкин, В. Селезнев, Н. Советов и др. В 60-70-е годы в художественной среде Аджарии ярко выделялся живописец Н. Яковенко, который в своих работах отражал тему войны, будней и героического труда советских людей.
Во все времена творчество русских деятелей изобразительного искусства обогащало различные сферы грузинской культуры. Большой вклад русские художники внесли в область реставрации, педагогики, исследовательские проекты. С развалом Советского государства и обретением независимости, взаимодействие русских и грузинских художников сильно сократилось. Однако Грузия привлекала и продолжает привлекать и вдохновлять новое поколение художников, фотографов, мастеров искусств.
ЧАСТЬ I О русских художниках в Грузии
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ!